Социологический опрос «Читать или смотреть? Ваш выбор»
Вопрос «Читаете ли Вы произведения русской классики?» выявил отношение библиотекаря к русской классике. Мы видим, что из всех опрошенных респондентов 11% читают несколько книг в полугодие, 55% читают 1-2 книги в полугодие, 48% читают произведения, необходимые для работы. Отрадно, что не читающих вообще нет.
Следующий вопрос «Смотрите ли Вы фильмы по произведениям русской классики?» нам показал, что 63% смотрят несколько фильмов в полугодие, 33% смотрят 1-2 фильма в год, 11% смотрят то, что необходимо для работы.
Все участники не согласны с высказыванием «Не вижу смысла читать книгу, если посмотрел фильм...» Как правило, фильм по книге отражает далеко не все, что происходит в книге. Чтение книги развивает воображение, фантазию, позволяет расширить кругозор, подумать о чем-то, остаться наедине с героями книги.
«Экранизация — интерпретация средствами кино произведений другого вида искусства, чаще всего, литературных произведений», - такое определение можно прочитать в Большой советской энциклопедии. Библиотекарям же было предложено продолжить фразу «Феномен "экранизированной классики" – это…». Как нет одинаковых людей, так и на этот вопрос не было одинаковых ответов. Каждое высказывание раскрывает понимание классики как в литературе, так и на экране, раскрывает внутренний мир библиотекаря.
Популярность "экранизированной классики" библиотекари оценили следующим образом: 78% считают, что экранизированная классика была популярна всегда (с момента появления), 7% - экранизированная классика приобрела популярность лишь в последнее десятилетие, 18% не задумывались над этим вопросом и 7% ответили, что экранизированная классика никогда не была популярна.
С предыдущим вопросом очень тесно связан вопрос: «Какие версии экранизированных произведений Вы бы с удовольствием пересмотрели еще раз?»
Любимые фильмы: «Война и мир» (в старой версии 1967 года), «Офицеры», «В зори здесь тихие», «Рябина красная», «Судьба человека», «Тихий Дон» Сергея Герасимова 1957 г, «Бесприданница», «Строговы», «Вечный зов», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Иван Васильевич меняет профессию» — советская кинокомедия, снятая режиссёром Леонидом Гайдаем, «Анна Каренина» Александра Зархи 1967 г., «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого 1976 г., «Ромео и Джульетта», «Отцы и дети», «Человек Амфибия», «Алые паруса», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Жестокий романс», «В списках не значится», «И это все о нем», «Девчата», «Грозовой перевал», «Детство. В людях», «Барышня-крестьянка», «Вий», «Мертвые души», «Идиот», «Долгое долгое детство», «Кинзя». Респонденты согласны смотреть и пересматривать вышеперечисленные фильмы, осмысливая происходящее вновь и вновь как в книге, так и на экране.
Многие молодые люди чтению классического произведения предпочитают просмотр его киноверсии. По мнению библиотекарей, 48% молодежи предпочитают фильмы потому, что ленятся читать книгу, 59% молодежи убеждена, что смотреть фильм гораздо интереснее, 55% считают, что на просмотр фильма уходит гораздо меньше времени, чем на чтение классического произведения и 3% выбрали ответ - «не понимаю таких людей, потому что чтение гораздо интереснее и полезнее». В наш цифровой век этот не очень приятный факт объясняется очень просто – людям проще, удобнее и дешевле смотреть кино. Сейчас можно без особых усилий бесплатно скачать или смотреть онлайн фильмы, будь то новинки кино или классика.
Знание русской классики позволяет чаще всего смотреть экранизированные версии произведений критически в сравнении. И поэтому на вопрос «Часто ли, по Вашему мнению, экранизированная версия произведения расходится с содержанием книги?» библиотекари ответили: 41% - да, обычно я нахожу много различий между ними, 48% - да, недочеты встречаются, но нечасто, 7,4% - нет, обычно они совпадают, 7.4% - не обращал(а) на это внимание.
На следующий вопрос «Если бы Вы были режиссером, какое произведение Вы бы экранизировали?» получены такие ответы: 26% - Л. Толстой "Война и мир", 15% - Ф. Достоевский "Преступление и наказание", 19% - И. Тургенев "Отцы и дети". Также предложены свои варианты: Ф. Достоевский «Сон смешного человека», В. Распутин «Нежданно – негаданно», роман-трилогия А. Черкасова и П. Москвитиной «Сказание о людях тайги» («Хмель», «Конь рыжий», «Черный тополь»); М. Шолохов «Тихий дон», А. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», Харпер Ли «Убить пересмешника», Я. Ялкайн «Круг», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», В. Каверин «Два капитана», А. Лиханов «Слетки», П. Бажов «Малахитовая шкатулка», А. Пушкин «Евгений Онегин».
На вопрос «При просмотре фильма по экранизированному произведению обращаете внимание на его режиссера, главных героев и прочее?» наши респонденты ответили: 30% - да, я отвожу этому большое значение, 44% - да, но в скором времени забываю, 4% - я смотрю фильм лишь потому, что слежу за творческой деятельностью данного режиссера, актера; 26% - не обращаю внимание.
Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Как же ответили на вопрос «Случалось ли, что просмотрев экранизацию классического произведения, вы прочитали книгу, по которому снят фильм». 4% ответили - нет, мне достаточно фильма; 93% -да, если меня заинтересует сюжет фильма, я читаю книгу; 4% не задумывались.
Библиотекари видят плюсы экранизации классического произведения: 7% ответили, что чаще всего актеры полностью оправдывают их представление о героях; 89% - экранизация популяризирует книгу, дает новую жизнь незаслуженно забытому произведению; 26 % - фильм существенно облегчает восприятие произведения, дает возможность насладиться картиной и 3% - все зависит от режиссера-постановщика, от его видения эпохи, характера героев, их поступков.
На вопрос «С кем были бы Вы, если бы оказались в фантастическом городе Рэя Брэдбери из романа "451 градус по Фаренгейту"?» 74% библиотекарей не могли ответить иначе как «с теми, кто тайно читал и хранил книги». 26% ответивших «затрудняюсь ответить», наверное, не знакомы с произведением и у них, возможно, возникло желание прочитать его.
Отправляясь на необитаемый остров, у библиотекарей была возможность взять с собой компьютер, полный экранизированных классических произведений, или сами книги. Что они выбрали? 15% предпочли компьютер с фильмами, 74% предпочли книги, 11% схитрили и решили взять и то и другое.
В нашей работе мы пыталась определить, способствует ли просмотр экранизированных классических произведений их прочтению и наоборот.
Кино и литература тесно связаны друг с другом, ведь по большому количеству литературных произведений были сняты фильмы, немало актеров перевоплотилось в героев знаменитых романов. Сейчас, когда забыть о книгах совсем просто, мы должны знать, что хорошая книга никогда не утратит свою актуальность, и должны не лениться, не жалеть денег и времени на прочтение книги и просмотр экранизированной классики.
Через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики на диспутах и конференциях, обращаясь к сердцу и уму читателей, библиотекари пробуждают в них интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повышают уровень творческого развития, а также способствуют совершенствованию человеческой личности читателя.
Ю.Б.Шамратова,
гл.библиотекарь отдела развития библиотечного дела