День памяти жертв политических репрессий
Памятной датой послужили события 30 октября 1974 года, когда политзаключенные мордовских и пермских лагерей объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях. С тех пор советские политзаключенные ежегодно отмечали 30 октября как День политзаключенного. Официально День памяти жертв политических репрессий впервые был отмечен в 1991 году в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР.
К этой дате сотрудники библиотеки № 4 централизованной библиотечной системы города подготовили выставку-обсуждение «И вечно в памяти народной». На выставке представлены как художественные, так и документальные произведения разных авторов. Политические репрессии 30-х годов XX столетия – одна из самых трагических страниц летописи нашей страны и Башкортостана. За короткими строчками биографии каждого человека - тяжелая судьба, горе и слёзы его семьи, искалеченные мечты и надежды. Читателям будет интересна книга жительницы нашего города Фариды Хатмуллиной-Курбангалеевой «Воспоминания трех поколений», где подробно описывается, как проводилось раскулачивание в деревнях Башкирии. «Репрессии прокатывались волнами. Первая волна в 1929 – 1930 годах «революция сверху» на селе по уничтожению кулачества как класса… Использовалась конвейерная система допроса: избиения, содержание в специально оборудованных карцерах. Добытые таким образом признания, при отсутствии каких-либо других уличающих материалов, служили основанием для составления на арестованных справок и рассмотрения дел во внесудебном порядке». Из большого семейства Курбангалеевых были расстреляны 5 человек – мужчины в возрасте от 30 до 50 лет, главы семей (реабилитированы посмертно Прокуратурой БАССР 5 мая 1989 года). Без кормильцев остались их жены, 20 детей разного возраста и 70-летние родители. Как сложилась их дальнейшая судьба, как непосильно трудились «кулацкие элементы» в спецпоселках – обо всем этом подробно рассказывает Фарида Хасановна. Собирая материалы о своих близких, она проделала колоссальную работу в различных архивах - полученные данные доводит до читателя. К концу 1932 года в Башкирии в системе ОГПУ ГУЛАГ организуются 16 спецпоселков в районах: Белорецком, Нуримановском, Караидельском, Дуванском, Уфимском. В дальнейшем некоторые поселки исчезают, а рабочие переводятся в другие места. К середине 1940 года в Башкирии насчитывается 12 крестьянских спецхозяйств. В которых проживает 3110 семей, это 12690 человек.
В книге много пронзительных эпизодов, например, как три женщины (одна из них мама автора) целую неделю пешком добирались из Белорецка в Уфу с маленькими детьми, зимой. Малышей везли в деревянных коробах на санках, ночевали в поселках, и все равно грудной ребенок у одной женщины замерз. Но есть в повествовании и много светлых, жизнеутверждающих картин: «…От скошенного сена шел невообразимо густой запах трав. Папа очень красивым голосом запел песню «Рамай» и, казалось, весь мир в этой вечерней тишине погрузился в нежные звуки песни. Много ли в жизни таких моментов единения, когда рядом с тобой – ребенком, такой сильный, уверенный в себе, очень любящий тебя отец…».
В предисловии к книге старший литературный консультант Союза писателей РБ Л. А. Соколов отмечает: «Книга Фариды Хатмуллиной интересна, прежде всего, потому, что на примере одной или нескольких семей отражены главные вехи нашей истории. Испытания, через которые они проходят, это испытания всего нашего народа. Вместе с историей конкретного человека мы узнаем и историю многих населенных пунктов. В повествовании много личностного, много интересных подробностей, автор хорошо владеет пером. Фариде Хасановне есть, что сказать, она и сама немало пережила и испытала на своем веку. И это только усиливает канву повествования. Так написать может лишь человек, бесконечно влюбленный в свой край, в свой народ!».
Фарида Хасановна не оставила без внимания ни одного родственника, проследив их основные жизненные этапы. Но самое главное, что каждый из них, несмотря ни на что, выстоял и состоялся как личность. Ведь судьба человека – это не только его собственная заслуга, почитание собственных корней и энергетика рода дают ему силу строить успешное настоящее, и, конечно, будущее. Фарида Хатмуллина вырастила троих детей, много и плодотворно трудилась. Она пишет добрые, светлые стихи о малой родине, о жизни и любви, входит в состав литературного клуба «СТИХиЯ» при центральной городской библиотеке. Когда вышла в свет ее книга, в библиотеке состоялся творческий вечер Фариды Хасановны.
В завершении повествования она пишет: « В старинном башкирском селе Серменево стоит обелиск. Три белых столба на черном основании окружены тяжелой чугунной цепью. На среднем столбе, устремленном ввысь, к душам предков, прикреплена темно-коричневая доска – крестовина с красными стеками, и, кажется, из-под нее сочится кровь. На доске написано 1937 – 1947 – самые тяжкие годы. Это памятник жертвам сталинских репрессий и павшим в Великой Отечественной войне. Давно нет руководителей, которые, как больные хищные звери уничтожали свой народ и были прокляты миллионами, уже нет и той страны, которая строила светлое будущее на крови своих же людей, слезах жен и детей, давно умерли репрессированные, состарились уже их дети и внуки, а память о тех страшных событиях жива. Сейчас в окрестностях хребта Нары сложно встретить следы присутствия человека, это совершенно глухие и безлюдные места».
Время неумолимо идёт вперёд. Приходят и уходят поколения. Одни исторические события сменяются другими, но среди них есть такие, о которых необходимо помнить всегда, как бы далеко от наших дней они не стояли.
Марина Чикота